Лишь один образ любви в Голливуде понимают и показывают правильно. Это сцены, в которых двое долго
и пристально смотрят в глаза друг другу. Медленно тянутся, заключают друг друга в объятия и начинают в гармонии и единстве танцевать безукоризненно поставленный танец. Мы сразу понимаем: эти люди страстно увлечены друг другом. Они близки.
Практически всегда такие сцены призваны иллюстрировать первые опьяняющие дни романтической связи. Куда реже — более зрелую и выдержанную любовь. И в этом ошибка Голливуда. Потому что подобные моменты страстной увлеченности и эмоционального единения жизненно необходимы отношениям на любой стадии. Именно они отличают счастливую, безопасную связь.
Почти все, влюбляясь, естественно и самопроизвольно настраиваются на объект обожания. Мы непоколебимо уверены друг в друге и поразительно чувствительны к любому слову и поступку партнера, к каждому его или ее проявлению чувств. Но проходит время. Мы становимся менее внимательными. Начинаем принимать все как должное. Даже в какой-то мере устаем от партнера. Наши эмоциональные антенны сбоят. Но, возможно, и сигналы второй половины становятся все слабее.
Для того чтобы создавать и поддерживать безопасную и надежную связь, необходимо уметь настраиваться на партнера, как в первые дни романа. Как это сделать? Сознательно создавать моменты близости и вовлеченности. В этом диалоге мы сделаем первый шаг в этом направлении. А в следующих
узнаем, как углубить и укрепить чувство близости. В результате вы сможете по желанию ставить голливудские романтические сцены со своим партнером в жизни.
«Обними меня крепче» выстраивается на основе чувства безопасности. Эту базу вы с партнером создавали и укрепляли во время первых трех диалогов. Тогда мы учились останавливать или сдерживать вредные для отношений паттерны.
Выясняли, как отслеживать и узнавать как минимум одно из глубинных чувств, вовлекающих нас в разрушительные циклы и ведущих к разобщению. Сделать шаг навстречу или раскрыться и принять партнера может быть сложно, если под ногами нет твердой опоры — чувства безопасности
в отношениях. В этом диалоге вы научитесь выстраивать продуктивные модели взаимодействия: идти навстречу, раскрываться и отвечать супругу. И в результате сумеете говорить на языке привязанности.
Образно выражаясь, если первые три диалога можно сравнить с совместной прогулкой в парке, то четвертый скорее похож на танго. Это совершенно новый уровень эмоциональной близости. Все пройденное готовило вас к этому этапу.
А все последующие диалоги во многом зависят от того, как вы научитесь выстраивать этот. «Обними меня крепче» — надежный мост между двумя островами одиночества.
Отказаться от привычной самообороны и признать свои сокровенные желания и потребности бывает трудно, даже болезненно. Но есть простая и в то же время весомая причина рискнуть. Если мы не научимся открываться партнеру и искренне говорить о своих потребностях в отношениях, шансы, что эти потребности будут удовлетворены, ничтожны. Чтобы партнер слышал и понимал наши сигналы, они должны быть громкими и четкими.
Если мы видим в своих близких безопасную тихую гавань, а связь с возлюбленными крепка и надежна, нам легче сохранять равновесие в стрессовых ситуациях. Проще осознавать собственные глубинные чувства и эмоции. Мы можем с меньшими затруднениями заявлять о своей потребности в близости, которая внутренне присуща каждому. Если отношения не кажутся стабильными, доверять своим душевным порывам и рисковать безопасностью гораздо сложнее. В таких случаях мы склонны пытаться любой ценой контролировать свои эмоции и скрывать их. Часто требуем там, где уместнее было бы попросить. Есть среди нас и те, кто вообще отрицает любые свои эмоции и нужды. Напрасно. Как сказал тонко
чувствующий, но смертельно опасный преступник из фильма «Темная сторона страсти» героине Мег Райан, старательно избегавшей близких отношений с людьми: «Ты так хочешь быть любимой, до боли».
Четвертый диалог состоит из двух частей. Первая — «Чего я боюсь больше всего?» — посвящена подробному изучению и проработке глубинных чувств. О них мы говорили в предыдущих диалогах. По-прежнему спускаемся на лифте на нижние этажи здания эмоций. Чтобы понять собственные скрытые, но жизненно важные нужды и чаяния, вам придется доехать до конца — до первого этажа.
Вторая часть — «Что мне больше всего нужно от тебя?» — ключевой, переломный момент. На этом этапе формируется способность открыто и прямо называть свои потребности, приглашая партнера на новый уровень общения. Туда, где правят бал ОНИ: отзывчивость, неравнодушие и взаимная искренность.
БРАК НА ВОЛОСКЕ
Чарли и Кёко — молодая пара иммигрантов из Азии. В их культуре мужчина традиционно считается единственным главой семьи, а выражать эмоции не принято. Не так давно у Кёко случилась истерика из-за неудачной попытки поступить в аспирантуру. Доктор прописал девушке антидепрессанты. Супруг попытался помочь ей советами. Но все они свелись главным образом к попыткам объяснить, что жена просто слишком высоко замахивается. Надо ли уточнять, что делу это не помогло. Примерно на этом этапе развития конфликта партнеры пришли на прием.
Свою дьявольскую сеть Чарли и Кёко распознали быстро. Мужчина остается эмоционально отстраненным и читает жене нотации, часто употребляя слова «надо» и «должна».
А женщина пускается в гневные тирады и рыдает от безысходности. Спустя несколько сеансов партнерам удается обнажить свои больные мозоли, хотя по-настоящему открыться и изучить слабые места друг друга они пока не могут. Кёко, миниатюрная, с экзотической внешностью и очень быстрым и певучим английским, делится воспоминаниями. В детстве девушки было слишком много строгих правил. От неукоснительного соблюдения этих требований зависело отношение к ней в семье.
Я вслух отмечаю, что у Кёко развилась «аллергия» на любые указания в форме «надо» и «должна». К тому же девушка чувствует себя наказанной, когда Чарли отстраняется. Она пытается объяснить свои ощущения мужу: «Будто лежу на полу поверженная. Чувствую себя ничтожной. Жду, когда ты придешь и решишь мою судьбу. А ты говоришь: „Да, ты такая и есть. А теперь сделай это и вон то“. И я начинаю защищаться. Твои советы унижают меня. Мне обидно, я злюсь. А ты указываешь мне, что я не должна сердиться. И я остаюсь совсем одна. Без поддержки и утешения».
Молодая женщина спешит добавить, что во многом Чарли — потрясающий муж и человек. Супруг ответственный и добросовестный, и она его очень уважает. Но ссоры и физическое и эмоциональное дистанцирование мужа просто сводят Кёко с ума: «И от того, что ты зовешь все это женскими закидонами, мне еще хуже».
Чарли, талантливому физику, понять и принять это поначалу непросто. Любовь в представлении мужчины — это когда он защищает жену от огорчений и направляет в новом американском мире. В отношении собственных эмоций Чарли лишь признался однажды, что его сердце разрывается
на части от вспышек гнева Кёко. Но в основном он почти не говорит о собственных чувствах, предпочитая разбирать «проблемы» жены. Постепенно Чарли, однако, перестает критиковать реакции Кёко. Хотя раньше говорил, например: «У Кёко проблемы психологического характера, она переменчива, как погода». Мужчина переходит к обсуждению собственных реакций, таких как: «Я просто защищаюсь. Не знаю, что делать с ее беспочвенными всплесками эмоций. Мы никогда не говорили так дома. Для меня это что-то непонятное».
Наконец, Чарли раскрывает собственные эмоции и мотивы: «Я не могу это выносить. Поэтому объясняю ей, как успокоиться».
Кёко начинает понимать. Она давит на мужа, чтобы донести свою точку зрения. Чтобы не позволить Чарли отдалиться от нее. Молодая женщина признаёт, что осуждение мужа причиняет ей боль и она чувствует себя «отвергнутой».
Ведь после выяснения отношений супруг обычно перестает заниматься с ней любовью и избегает прикосновений. Фразы «не могу выносить» и «отвергнута» будто эхом проносятся по кабинету. К концу часа Чарли приходит к выводу: «Наверное, это мои советы и логика заводят Кёко. Из-за них она страдает и чувствует себя ничтожной. Когда я пытаюсь игнорировать ее эмоции, все становится только хуже». Кёко, в свою очередь, говорит, что понимает теперь: отстраненность и логика мужа — маскировка дискомфорта и тревоги. Именно эти чувства мужчина испытывает, когда она огорчается.
Супруги переходят к третьему диалогу — «Переиграть переломные моменты». Однажды Чарли пошел в гости к другу. Кёко, заскучав в одиночестве, ему позвонила. В ее голосе были слышны эмоции. Тем не менее молодой человек прервал жену, сказав, что занят и должен идти. Переиграв эту историю, партнеры выясняют, что произошло на самом деле. Кёко рассказывает, что весь вечер думала об их браке и о том, как он рушится. Потом девушку охватило неудержимое желание позвонить мужу и услышать что-нибудь успокаивающее и ободряющее. Чарли понял по голосу, что супруга опять на нервах. Мужчина встревожился и просто-напросто попытался сбежать от казавшегося неминуемым взрыва. Кёко признаёт, что действительно огорчается до безумия, когда муж от нее отдаляется. Теперь женщина, конечно, понимает, что своим поведением сбивает с толку и ошарашивает супруга. Обоим становится наконец легче. Теперь супруги могут обсудить друг с другом, как сбиваются иногда с пути. И как увязают в бесконечном потоке жалоб. Это значит, что Чарли и Кёко готовы к диалогу 4. Они сумеют пойти на риск и признаться в глубинных потребностях.
ЧЕГО Я БОЮСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Эта часть диалога призвана помочь нам лучше понять свои эмоции. Я спрашиваю Чарли: как Кёко может помочь ему вернуть чувства безопасности и доверительной любви, которые царили когда-то в их отношениях? «Ну, наверное, — отвечает он, — я перестану тревожиться и читать нотации, если она прекратит свои истерики». В ответ прошу мужчину говорить о себе и собственных чувствах. Чарли отвечает, что плохо представляет, как и с чего начинать. Само слово «чувства» для него как иностранное. Хотя теперь он понимает, что есть своя логика в том, чтобы уметь прислушиваться к эмоциям и ими делиться. При этих словах Чарли широко мне улыбается. Мужчина поворачивается к жене и говорит, что она начала казаться ему более предсказуемой и неопасной.
Ведь он понял: это его советы и кажущееся равнодушие заставляли любимую чувствовать себя отвергнутой и наказанной. Но молодой человек все равно не имеет ни малейшего представления, как найти и понять собственные глубинные чувства.
Я спрашиваю, как Чарли определял, что чувствует, в предыдущих диалогах. С чего начинал? Мужчина очень умен: он говорит вещи, на понимание которых у нас — терапевтов — часто уходит по нескольку лет.
— Ну, во-первых, я пытаюсь понять, что мне мешает сконцентрироваться на чувствах. Анализирую ситуацию, когда старался игнорировать их. Начинаю в голове все упорядочивать и выстраивать в формулы.
Я соглашаюсь, а Кёко поддерживает: — Это как у меня с английским. Если для тебя эмоции как иностранный язык, трудно чувствовать себя легко и непринужденно. Мы инстинктивно пытаемся держаться подальше от всего странного. Непонятное пугает.
— Точно. — Чарли смеется. — Бегу от чувств, потому что они странные и непонятные. Я не могу их контролировать. Куда легче придумать программу оптимизации для тебя.
Чарли снова обращается ко мне и отмечает второй пункт. — Когда мы отрабатывали диалоги, очень помогало выбирать и обдумывать дескрипторы, как ты их называешь. Дескрипторы — это значимые для вас образы, слова и выражения, способные открывать двери, за которыми скрыты ваши самые сокровенные чувства и слабости. То есть ваша эмоциональная сущность. Мы с Кёко напоминаем Чарли дескрипторы, которые он использовал в речи, когда описывал свою реакцию на поведение жены: «разбитое сердце», «невыносимо», «тревога», «в ужасе», «спасаться бегством».
Мужчина кивает, но на его лице написано сомнение. — Мне как-то трудно остановиться сейчас и думать об этих словах, — почти шепотом говорит он. — Даже просто посмотреть на них. Прислушаться к сигналам, которые обострят мои чувства. Не знаю, куда меня это заведет. Логике и разуму я доверяю больше. Хотя, наверное, ими здесь не обойтись.
Я киваю и спрашиваю, какой из дескрипторов сейчас ему ближе.
— О, ну это очевидно, — тихо отвечает он. — Я хватаюсь за здравый смысл как за спасательный круг, когда не могу совладать с зашкаливающей тревогой и дурными предчувствиями.
Мы с Кёко одновременно подаемся назад. — Откуда «дурные предчувствия» и как это громкое и абстрактное нечто вообще может ощущаться? — вслух недоумеваю я. Кёко присоединяется.
На предыдущих этапах девушка научилась анализировать и раскладывать по полочкам сложные абстрактные описания, которые способны затуманить весь исцеляющий диалог. Она наклоняется к мужу и уточняет: — Чарли, ты стараешься абстрагироваться от собственных и моих эмоций, потому что тебе очень страшно и тревожно?
Мужчина медленно кивает, не отрывая взгляда от пола. И вздыхает: — Я же пытаюсь всегда держать все под контролем. Да, пожалуй, мне очень страшно и тревожно. Просто не выношу, когда жена так расстраивается из-за меня, и теряюсь. Не знаю, что делать. На этом этапе нам необходимо добраться до истока страхов партнера. Я спрашиваю: — А что такого страшного может произойти, Чарли? Какая катастрофа? Чего ты так боишься?
Но я могла и не задавать этого вопроса. Чарли уже и сам нашел корни своих волнений.
— В голове постоянно крутится слово «сломленный», — говорит он. — Если я буду стоять и смотреть, как Кёко переживает, то сломаюсь. Потеряю контроль. И это нас убьет.
Чарли уже о многом рассказал. Сейчас стоит остановиться и проанализировать обнаруженные чувства. Я помогаю Чарли разобраться в себе, шаг за шагом. Лучше всего начать с определения ведущей эмоции:
— Значит, Чарли, если я правильно услышала, главная эмоция, которая тобой движет, — страх? Так?
Мужчина мрачно кивает.
— Он засел прямо тут, — показывает он на грудь.
— И о чем говорит тебе этот страх? — продолжаю я. — Какие ужасы предрекает? Если ты не сумеешь сохранить хладнокровие, Кёко совсем разойдется? И ты услышишь, что жене нужно что-то, чего ты не знаешь, как дать? Если ты останешься открытым и узнаешь причину переживаний жены, ты больше не будешь идеальным мужем для нее? И ты окончательно ее потеряешь?
Чарли решительно кивает.
— Да, все так. Я очень старался. Но все мои представления о том, как надо, не сработали. Чем больше пытаюсь ее вразумить, тем хуже становится. Чувствую себя беспомощным. Абсолютно. Мне всегда удается все, за что бы я ни брался. Надо просто следовать правилам. Но здесь… — Он вскидывает руки в знак поражения.
Всем хотелось бы иметь парочку надежных и безотказных правил, которые объясняли бы, как давать и принимать любовь. Но, увы, это путешествие по неизвестной земле. А Чарли хочет отказаться от единственного надежного компаса — эмоций: и своих, и дамы сердца.
— Если ты сейчас прислушаешься к своему страху и беспомощности, — спрашиваю я, — чем они грозят тебе? Какие ужасы обещают? Можешь рассказать Кёко?
Мужчина напряженно вытягивается на стуле и чуть ли не кричит:
— Я не знаю, как это сделать! Я не понимаю, — он оборачивается к жене и продолжает: — Не представляю, что делать, как справиться, если ты со мной несчастлива. И в любой момент можешь выйти из себя. Я никогда не чувствую себя уверенно рядом с тобой. А мне это необходимо. И меня это расстраивает. Мы переехали с тобой на другой конец света.
Если бы тебя не было… — У Чарли наворачиваются слезы. Кёко всхлипывает.
Что только что произошло? Чарли заглянул в себя и вытащил наружу глубинные чувства. Эмоции, которые говорят о его потребности в безопасной эмоциональной близости с супругой. Ему удалось из мятущихся чувств выстроить связное послание: «Ты нужна мне». Я вижу улыбку облегчения на его лице. Мужчина больше не выглядит беспомощным и потерянным.
— Что ты чувствуешь, Чарли? — спрашиваю я. — Каково делиться такими вещами?
— Очень странно, — отвечает молодой человек. — Мне стало гораздо легче, когда я смог все сказать. И я не сломался. Кёко по-прежнему рядом, а я в чем-то даже сильнее и увереннее.
Когда мы все раскладываем по полочкам и извлекаем суть, не важно, как сложно и болезненно протекает процесс. В конечном итоге нас ждет награда в виде облегчения и возросшей самооценки.
Перед нами новый, открытый и искренний Чарли. Теперь важно, как отреагирует и поведет себя Кёко. Очень часто в несчастливых отношениях один партнер рискует и открывается, а второй не понимает или боится доверять такой откровенности. Иногда партнеры на попытку возлюбленных сделать шаг навстречу отвечали пренебрежительным «да это просто смешно!» или недоверчивым «посмотрим, как ты это докажешь». После чего пара вновь угождала в дьявольские сети.
Хотя, несомненно, ни один не пойдет на такой риск — обнажить душу и получить от ворот поворот, — если на самом деле не нуждается в партнере как в кислороде. Поэтому иногда стоит держать себя в руках и пытаться снова и снова донести до недоверчивого партнера свои чувства. Продолжать, пока он не научится по-другому смотреть на вас и ваши поступки.
Тем, кто на этом этапе все же свалится в дьявольские сети, я рекомендую вернуться назад и еще раз пройти первые три диалога.
К счастью, Кёко инициативу Чарли приняла и поддержала. — Я теперь гораздо лучше понимаю, почему ты вначале хватаешься за свою логику, а заканчиваешь чтением нотаций, — говорит она. — Никогда не думала, что так много для тебя значу. Какой ты молодец, что нашел в себе мужество все это рассказать. По моим ощущениям, мы стали гораздо ближе.
Чарли молча улыбается жене и делает пару оборотов а кресле.
Способность увидеть и оценить откровенность и искренность партнера — важный шаг на пути к взаимной отзывчивости и неравнодушию. Кёко сделала этот шаг навстречу Чарли.
Теперь настала очередь жены извлечь свои глубинные эмоции на свет божий. Пойдет ли ей навстречу Чарли?
Девушка снова возвращается к переломному моменту в их отношениях: — Когда ты вернулся домой в тот вечер, я сказала тебе, что очень расстроена. А ты ответил: «Вот только не надо опять этих твоих истерик». Заявил, если не успокоюсь, тебе придется уйти. Меня это просто добило. Я не могу всегда быть спокойной и логичной.
Чарли явно не по себе, он едва слышно бормочет : «Прости». Мужчина признаёт, что действительно не понимал тогда, как страдает любимая. Кёко погружается в свой эмоциональный мир дальше.
— Было очень больно. Казалось, что мы больше не близки. Не сможем оставаться вместе.
— Но теперь-то ты не должна так думать. Ведь мы вместе работаем над нашим браком и отношениями, — снова апеллирует к разумным доводам Чарли. Затем ловит себя на полуслове, трясет головой и продолжает: — Наверное, я смогу научиться понимать тебя и твои чувства. Расскажи, что тогда было хуже всего? Что ты ощущала?
Это хороший вопрос. С его помощью Чарли помогает Кёко разобраться в сути проблемы.
Но девушка не может найти ответ. Она молчит, а из глаз катятся огромные слезы. Чарли кладет руку на колено жены.
— Я назвал тебя «истеричкой» только потому, что испугался, как бы мы все не испортили, — тихо говорит он.
— Ужасно было, когда ты бросил трубку, — наконец отвечает она, — и потом, когда сказал, что собираешься уйти. Потому что я «невменяемая».
— Я не знаю, как это исправить. — Чарли встревожен.
Он с надеждой смотрит на меня. — Что делать?
— Чтобы все исправить, надо помочь Кёко почувствовать, что вы вместе. Дать понять, что ее страдания волнуют тебя.
Мужчина пораженно смотрит на меня, будто не верит.
— Если мне грустно, страшно или обидно, ты просто отворачиваешься, — продолжает Кёко. — Никогда меня не утешаешь. А теперь еще перестаешь заниматься со мной любовью и обнимать. Когда ты мне нужен больше всего, ты отдаляешься. Отвергаешь меня. Сбрасываешь со счетов. Такая жена тебе не нужна.
Слушать, как Кёко изливает боль отверженности и брошенности, очень непросто. Неудивительно, что иногда молодая женщина теряет равновесие и оказывается в пучине злобных протестов или депрессии. Но сейчас она выражает чувства четко и понятно.
— Убивает, когда ты меня не замечаешь, цепляешься за свои правила. Никогда я не была так одинока. — Теперь Кёко смотрит прямо на мужа. — Чарли, тебя нет рядом, ты не со мной. Поэтому я паникую. Ты меня слышишь?
Мужчина тянется к жене, берет обе ее руки в свои. Кивает снова и снова.
— Да-да-да, — отвечает он совсем тихо. — Мне очень больно слышать все это. Я расстроен. Это правда.
Эмоциональное присутствие Чарли сейчас очевидно и осязаемо, как кресло, на котором он сидит. Кёко удалось трансформировать понимание своих глубинных эмоций в четкий и понятный сигнал для любимого: «Ты нужен мне». Девушка переосмыслила свою боль, вызванную нейронным кодом утраты и паники. Механизмом, который включается, когда возлюбленный начинает от нас отдаляться. И супруг услышал ее. Каждый партнер увидел и осознал свою эмоциональную сущность. И оба открылись друг другу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Несколько шагов по-настоящему изменили способность Чарли осознавать собственные глубинные эмоции и делиться ими. Попробуйте вспомнить или найти в тексте выше следующее.
• Чарли начинает анализировать ситуацию. Ему сложно осознавать свои чувства. Какие блоки препятствуют молодому человеку?
• Чарли удалось выделить из наших обсуждений несколько дескрипторов. Он обратил внимание на образы, фразы и чувства. Приглядевшись, мужчина увидел, что на самом деле эти дескрипторы описывают страх, стыд, огорчение и потерю.
• Чарли формулирует предположения, которые его пугают. Самое страшное, что может произойти, как только он признает чувства своей жены. Перечисление этих возможностей обнаруживает самый глубокий и потаенный страх мужчины — что он останется беспомощным и одиноким.
Это ключевая часть диалога.
• Чарли делится своими опасениями с супругой и рассказывает, как чувствует себя в этот момент.
Теперь рассмотрим откровения Кёко и попробуем ответить на следующие вопросы.
• Что сильнее всего ранило и напугало Кёко?
• К каким пессимистичным выводам она пришла?
• Назовите четыре поступка или характеристики поведения Чарли в моменты, когда Кёко расстраивалась и пугалась. То, что усиливало ее страхи и тревоги.
• Какие две ключевые эмоции Кёко?
А сейчас вспомните переломный момент в своих нынешних отношениях. Отыщите собственные дескрипторы и запишите их. Попросите партнера сделать то же. Затем поработайте вместе. Кто из вас двоих танцует партию отстранения и избегания? Тот или та и начнет диалог. Партнеры, которые выбрали для себя более активную форму протеста, обычно сильнее настроены на свои обиды и страхи. Им гораздо сложнее делать первый шаг без намека на участие со стороны своих кажущихся равнодушными возлюбленных. Итак, если вы играете в команде Чарли, следуя его примеру, отыщите в глубине души самые потаенные страхи. Поделитесь ими.
Расскажите, что ощутили, открывшись.
Если вы активная и требующая сторона, то поделитесь чувствами вторым. Расскажите, какие эмоции вызвала в вас откровенность партнера. Легко или сложно было его понять?
Если второе, то в какой момент стало тяжело слушать? Что вы почувствовали? Обсудите эти эмоции вместе.
Теперь пусть высказавшийся первым, «убегающий» партнер расскажет о своих страхах.
Этот диалог принесет огромную пользу парам, которые столкнулись со сложностями в отношениях. Но он небесполезен и для тех, чья связь прочна и надежна. Страх утраты привязанности есть у всех. Даже если в данный момент вопрос не стоит ребром.
Прежде всего не забывайте: это очень деликатный разговор. Вам предстоит поделиться своими сокровенными чувствами и эмоциями. Нужно понимать риск, на который идет партнер, и уважать его или ее мужество. Помните: вы делаете этот шаг, потому что очень важны друг для друга.
Именно поэтому стараетесь создать особенную близость между вами.
ЧТО МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖНО ОТ ТЕБЯ?
Способность называть свои главные страхи естественным образом приводит к признанию ваших потребностей в отношениях. Страх и жажда близости — две стороны одной медали.
Вторая часть диалога 4 посвящена открытому проговариванию своих потребностей, которые прямо сейчас способен удовлетворить только партнер.
Этот диалог может протекать легко и гладко или переполнять сомнениями. Открыть для себя и признать собственную эмоциональную сущность — это одно. Поделиться новообретенным знанием с партнером — совсем другое. Для тех, кто практически не имел опыта безопасной близости, такая откровенность — огромный прорыв. Зачем превозмогать себя? Затем, что близость нам остро необходима, жизнь без близости печальна и пуста. Эту мысль прекрасно выразила писательница Анаис Нин: «Приходит время, когда боязнь остаться в бутоне оказывается более болезненной, чем страх расцвести».
Одна из моих клиенток — Розмари — подобрала удачную метафору. У нас в Канаде все играют в хоккей. Иногда мы даже жизнь сравниваем с хоккейным матчем! Розмари — заядлый хоккеист — поворачивается к своему партнеру Андре и говорит: «Я все время в маске. Надо сбросить ее, чтобы ты понимал, чего я от тебя жду. И чтобы попросить тебя о том, в чем я нуждаюсь. Какая-то часть меня кричит, что так раскрываться — все равно что выпрашивать удар в лицо. Как прилетело мне на игре в прошлом месяце. Я не снимаю маску не потому, что не люблю тебя или считаю плохим партнером. Просто я привыкла играть в защите. Открыться и попросить — совсем другая игра. И мне страшно. Но под маской я будто не живу. Вряд ли так можно победить».
Давайте теперь вернемся к Чарли и Кёко. Посмотрим, как супругам удалось пройти через эту очень важную часть.
— Чего ты ждешь от Кёко прямо сейчас, чтобы чувствовать себя более безопасно и уверенно? — помогаю я мужчине. — Чего ты хочешь, Чарли? Можешь сказать жене, что конкретно тебе от нее нужно?
Молодой человек некоторое время думает, потом поворачивается к жене и начинает говорить:
— Нужно знать, что, даже если я не идеальный муж для тебя, ты все равно хочешь быть со мной. Даже когда делаю что-то не так или вообще не знаю, как быть. Что нужен тебе, даже когда ты расстроена и переживаешь. Даже если я теряюсь и ошибаюсь, задеваю твои чувства. Хочу знать, что ты меня не бросишь. Ведь когда ты впадаешь в депрессию или злишься до сумасшествия, мне кажется, что ты уже это сделала. Да, вот так. Все правильно я сказал. — Тут он будто внезапно осознаёт, как рискует, отворачивается и начинает нервно потирать колени. Потом тихо добавляет: — Мне очень непросто было сейчас. Никогда никого о таком не просил.
Эмоции на лице Чарли трогают Кёко. Она мягко, но уверенно обращается к мужу:
— Я с тобой, Чарли, я здесь. Единственное, чего я хочу, — быть с тобой. Мне не нужен идеальный муж. Если мы научимся говорить друг с другом, как сейчас, то снова будем близки. Мне ничего больше не нужно.
Чарли явно стало легче, но он несколько смущен. Хихикает:
— Ну вот и хорошо, вот и правильно. Все логично на самом деле.
Кёко посмеивается вместе с мужем. Настает ее черед говорить о своих потребностях. Молодая женщина теперь знает: ее желание получить ободрение и утешение правильное, даже естественное. И это помогает Кёко подумать о том, чего же ждет она от мужа. Но затем девушка меняет направление. Глядя в потолок, Кёко говорит о супруге в третьем лице:
— Думаю, я хочу, чтобы он…
Я останавливаю ее. Прошу прислушаться к своим самым сокровенным чувствам. Повернуться к Чарли, смотреть на него и обращаться к нему. Кёко поднимает глаза на супруга и набирает в грудь воздух.
— Мне нужно, чтобы ты принял мою эмоциональность. Признал: то, что у меня эмоций больше, чем у тебя, нормально. Это не порок и не изъян. Меня не делает неправильной то, что я не могу найти утешение в твоих разумных доводах и нотациях. Хочу, чтобы ты был рядом, как можно ближе. Давал мне понять, что тебе не все равно, когда я чувствую себя слабой и маленькой. Чтобы прикасался ко мне, обнимал и говорил, как много я для тебя значу. Просто хочу быть вместе. Больше ничего.
Чарли потрясен и явно озадачен.
— В смысле ты хочешь, чтобы я просто был как можно ближе?
— Тебе кажется, я говорю что-то не то? — уточняет Кёко.
Мужчина отрицательно качает головой.
— Просто я так долго пытался все наладить. А решение на самом деле лежало на поверхности, прямо перед носом. От меня так мало требовалось все это время. — Он мягко улыбается. — Как хорошо. И даже лучше. Это я делать могу. Для тебя.
Чарли и Кёко теперь настроены на свои потребности и способны ясно заявлять об этих нуждах друг другу. Отныне супруги могут вести себя как люди, связанные безопасными и надежными отношениями. Они знают свои эмоции, доверяют им и умеют разглядеть их за страхами и неуверенностью. С этими навыками партнеры сильнее как вместе, так и по отдельности. Эти умения позволят им легче переживать конфликты и разногласия. А в итоге помогут выстроить отношения, основанные на взаимной заботе и любви.
Чарли и Кёко теперь не просто отзывчивы, неравнодушны и искренни друг с другом. Каждый из них начал лучше понимать себя. Кёко стала увереннее в себе, а Чарли — гибче.
С умением пригласить партнера к ОНИ-диалогу супругам будет проще помогать друг другу расти и развиваться.
НЕЙРОНАУКА О ГАРМОНИИ
Каждое повторение диалога «Обними меня крепче» создает глубокую эмоциональную связь между партнерами. Физики называют это резонансом, определяя как синхронизацию организмов с внешним ритмом, то есть тенденцию двух тел вибрировать в гармонии. Эти вибрации во мне вызывает кульминация баховской сонаты, когда сотня тонов сливается воедино. Каждая клеточка моего тела отвечает, входя в резонанс с музыкой. При виде моментов единения между матерью и ребенком, влюбленными или людьми, отношения которых стали более глубокими, я всегда ощущаю внезапный прилив счастья.
Обретение близости не только проявляется на уровне чувств и эмоций, но и ощущается каждой клеточкой нашего организма. Когда партнеры демонстрируют чуткость и неравнодушие по отношению друг к другу, зеркальные нейроны в префронтальной коре головного мозга возбуждаются. Это один из главных механизмов, позволяющих нам действительно ощущать то, что чувствуют другие. По сравнению с попытками осмыслить чужие эмоции это совсем другой уровень понимания. Когда мы смотрим на те или иные действия человека, зеркальные нейроны возбуждаются и заставляют чувствовать, будто мы сами все это проделываем. Эти нервные клетки — часть генетической программы, которая заставляет нас искать близости. Благодаря им люди готовы давать и принимать любовь.
Нейробиологи обнаружили эти клетки случайно. В 1992 году один ученый с помощью датчиков фиксировал показатели мозговой активности обезьяны. При этом мужчина ел мороженое. И вдруг обнаружил, что отдельные участки мозга животного реагируют так, будто обезьяна сама его ест! Эти нейроны позволяют нам считывать намерения и эмоции.
Как бы впускать других внутрь себя. Нейробиологи, позаимствовавшие терминологию у физиков, говорят теперь об эмпатическом резонансе. Звучит, наверное, слишком абстрактно. Но для любящей пары это подразумевает умение по-настоящему видеть друг друга. И в нем заключена огромная сила. Мы можем оставаться рядом эмоционально и считывать невербальные сигналы партнера. Чуткость и эмпатия достигают уровня, невозможного при других формах общения. Зеркальные нейроны позволяют нам видеть эмоции других людей и переживать их в своем теле. Это лишний раз подтверждает одну из гипотез теории привязанности.
А именно о том, что настоящая близость — это способность испытывать чувства другого.
Вначале Чарли и Кёко совсем не резонировали. Они практически не смотрели друг на друга и, казалось, говорили на разных языках. Но во время диалога «Обними меня крепче», стоило Чарли взгрустнуть, уголки его губ и веки опустились. И лицо Кёко приняло точно такое же выражение!
Потом муж смеялся — жена улыбалась. Их эмоциональные соло слились в дуэт. Подобного рода чуткость лежит в основе эмпатии, когда мы буквально чувствуем вместе с другим и за него. И, как следствие, можем проявить больше участия и заботы.
Определенно это чувство единения разума, тела и эмоций испытывают счастливые пары, занимаясь любовью. Или матери и младенцы, когда смотрят, прикасаются и агукают вместе. Этакая эмоциональная синхрония без мыслей и слов. Только покой и счастье.
Но зеркальные нейроны не единственное и исчерпывающее объяснение подобных состояний. Недавние исследования поспособствовали лучшему пониманию нейрохимической природы привязанности. Например, доказано, что в моменты эмоциональной близости мозг переполняет окситоцин. Так называемый гормон объятий продуцируется только в организме млекопитающих и исключительно в состоянии покоя и блаженства. Подкрепленных окситоцином, нас захлестывают счастье, безмятежность и удовлетворение.
Ученые открыли силу окситоцина, наблюдая и сравнивая брачные игры двух видов мышей-полевок. В первом случае самка и самец моногамны. Они совместно выращивают потомство и живут вместе долго и счастливо. Мыши второго вида практикуют одноразовые встречи, а потомство бросают на произвол судьбы. В организме верных и преданных грызунов был обнаружен окситоцин, а у их ветреных сородичей — нет. Затем ученые накормили моногамных мышек веществом, нейтрализующим окситоцин. Тогда те перестали создавать прочные и долговременные отношения, хотя и продолжали спариваться. Когда этим же грызунам ввели дополнительную дозу «гормона объятий», они принялись с удвоенной силой «строить отношения».
У людей окситоцин вырабатывается, когда мы находимся рядом с объектом привязанности или прикасаемся к нему. Особенно в моменты эмоционального подъема — оргазма или кормления грудью. Шведский нейроэндокринолог Керстин Увнес-Моберг обнаружила: выброс окситоцина могут вызвать даже просто мысли о любимом. Окситоцин способен также снижать выработку гормонов стресса, например кортизола.Окситоцин помогает людям больше доверять и легче взаимодействовать с другими. Все эти открытия объясняют мои наблюдения за парами. Научившись однажды преодолевать разобщение и крепко обнимать друг друга, партнеры продолжают уже самостоятельно двигаться друг другу навстречу. Пытаются воссоздавать исцеляющие и дарящие счастье моменты близости снова и снова. Хотелось бы верить, что ОНИ недостающие компоненты нейрохимического любовного зелья, рецепт которого миллионы лет писала эволюция. Очевидно, природа придумала окситоцин, чтобы содействовать близости и привязанности среди своих созданий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Перечитайте, как Чарли и Кёко пытаются вернуть в свои отношения безопасную близость.
Вспомните любые безопасные и надежные отношения из своего прошлого: с любимым(-ой), родителями или близким другом. Представьте, что этот человек стоит прямо перед вами. Расскажите ему о своей самой большой, важной потребности. Что это? Что, по вашему мнению, он ответил бы?
Теперь вспомните отношения, в которых не были уверены и защищены. Чего вам действительно не хватало? Чего вы ждали и хотели от партнера? Попробуйте уложиться в два простых предложения. Как он отвечал на ваши сигналы?
Теперь вернемся к вашим нынешним отношениям. Подумайте, что вам просто необходимо, чтобы чувствовать себя защищенным(-ой) и любимым(-ой)? Запишите. Затем отработайте четвертый диалог с партнером.
Ниже приведен список фраз, которые партнеры очень часто используют в этом диалоге. Если так будет легче, можно попробовать просто отметить подходящие. Потом показать эти высказывания партнеру.
Мне нужно чувствовать, что:
• ты считаешь меня особенным(-ой) и ценишь наши отношения; что я для тебя на первом месте и нет ничего важнее нас;
• ты хочешь меня как партнера и как мужчину (женщину) и для тебя важно сделать меня счастливым(-ой);
• ты любишь и принимаешь меня со всеми слабостями и недостатками и мне необязательно быть идеальным(-ой);
• я нужен(-на) тебе и ты хочешь, чтобы я был(-а) рядом;
• я в безопасности, поскольку тебе небезразличны мои чувства, страхи и потребности;
• могу рассчитывать на тебя рядом и ты не оставишь меня, когда будешь нужен(-на) мне больше всего;
• ты слышишь меня и уважаешь мои чувства. Пожалуйста, не отвергай меня и не предполагай худшее. Позволь научиться быть с тобой;
• могу рассчитывать, что ты услышишь меня, бросишь все и будешь рядом;
• могу попросить тебя обнять меня и понять, как непросто мне дается даже говорить об этом.
Если вам пока еще слишком сложно говорить о своих потребностях, идите мелкими шажками. Попробуйте рассказать партнеру, как трудно вам сформулировать и прямо выразить свои желания. Если партнер может вам как-то с этим помочь, расскажите ему или ей, как. В этом диалоге заложена ключевая эмоциональная драма нашей жизни, по этому иногда к нему лучше подходить медленно и постепенно.
Если вы выслушали партнера и не уверены, как должны реагировать, или слишком взволнованы для ответа, просто скажите об этом. Главное — эмоциональное присутствие, а не какая-то особая реакция. Просто подтвердите, что услышали и поняли все, что до вас пытались донести. Скажите, что цените откровенность партнера и хотите ответить тем же.
Это прекрасный первый шаг. Затем попытайтесь выяснить, как вы можете удовлетворить потребности своих любимых.
После завершения собственного диалога «Обними меня крепче» запишите ключевые высказывания каждого из вас.
Представительницы прекрасного пола лучше, чем мужчины, запоминают эмоциональные события. Но это ничего не говорит о степени вовлеченности партнеров. Эта разница — лишь отражение физиологических различий женского и мужского мозга. Поэтому при необходимости дама может немного помочь кавалеру.
Эти ключевые высказывания помогут вам прояснить собственные внутренние и внешние противоречия, а в будущем — успешно выстраивать диалог «Обними меня крепче» снова и снова.
Диалог 4 призван быть положительным переломным моментом в ваших отношениях и укреплять их. Это антидот от моментов разобщения и деструктивных циклов. Благодаря этому диалогу вы сплотитесь перед лицом переменчивого мира. Но самое главное, всякий раз, когда вы создаете такие моменты эмоционального резонанса, связь с любимым крепнет. Способность диалога восстанавливать и укреплять близость неоспорима. Общение и взаимодействие на таком уровне положительно влияют и на остальные аспекты отношений.
По книге Сью Джонсон “Обними меня крепче”